Народный Комиссариат внутренних дел РСФСР в 1921 г. в своей структуре имел среди других подразделений Организационно-административное управление и Управление делами. Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД включало общий, инструкторский, информационный и другие отделы. Таким образом, в структуре НКВД и одного из его главных управлений имелся целый ряд органов с достаточно ясно выраженной штабной направленностью деятельности.
В то время штабная функция органов внутренних дел еще не могла получить полного развития. Этому препятствовал, в частности, чрезвычайно низкий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров. Вместе с тем в силу объективных требований в органах внутренних дел создавались различные подразделения штабного характера.
Наиболее распространенными из них в 50-х гг. стали организационно-методические и методические подразделения при главках, управлениях милиции. В задачи этих подразделений входила служебная подготовка кадров, выявление и распространение передового опыта работы, освещение деятельности органов внутренних дел в печати. Иногда, хотя и по ограниченному кругу вопросов, они готовили проекты управленческих решений. Нередко ими создавались комплексные бригады для обследования одного или нескольких органов, главным образом, в целях выявления передового опыта, контроля за выполнением отдельных приказов, наставлений, инструкций.
Начало формированию самостоятельной штабной службы в органах внутренних дел было положено в октябре 1966 г. созданием Контрольно-инспекторского отдела в аппарате МВД СССР (в то время МООП СССР), что вызывалось необходимостью коренного улучшения организаторской работы. Первоначально этот отдел исполнял только функции инспектирования и контроля. Однако вскоре он стал во всевозрастающем объеме выполнять и другие организационные функции, связанные с информационно-аналитической работой, планированием, координацией деятельности отраслевых служб, подготовкой проектов важнейших нормативных документов и т. п. В связи с этим данный отдел все чаще стал именоваться штабом министерства, что в большей мере соответствовало содержанию работы отдела.
Деятельность Контрольно-инспекторского отдела как межотраслевого органа сыграла значительную роль в выявлении недостатков в организационной работе министерства.
Устранение этих недостатков требовало развития целого ряда управленческих функций, ранее остававшихся в тени, а также развития самого Контрольно-инспекторского отдела, поскольку никакому из имевшихся структурных подразделений министерства не могло быть поручено их выполнение. Этим была обусловлена произведенная в 1968 г. реорганизация Контрольно-инспекторского отдела в Организационно-инспекторское управление МВД СССР - качественно новый специализированный аппарат штабного типа, призванный осуществлять межотраслевые организационно-управленческие функции. Одноименные аппараты начали создаваться также в министерствах внутренних дел союзных и автономных республик, в УВД краев и областей.
На вновь созданное управление МВД СССР и аналогичные органы МВД-УВД, пока еще не получившие официального названия штабов, возлагалось улучшение организаторской работы.
В 1972-1973 гг. были разработаны и введены в действие Положение о Штабе МВД СССР и Типовое положение о штабе МВД союзной, автономной республики, УВД край-обл-исполкомов. Последнее Типовое положение о штабе МВД, ГУВД, УВД, УВДТ принято в 1996 г. в качестве приложения к приказу МВД РФ от 8 апреля 1996 г. № 180 ДСП. Таким образом, был завершен и получил нормативное закрепление процесс формирования штабных аппаратов в органах внутренних дел.
В УИС в период нахождения в структуре МВД штабные функции выполнял Штаб ГУИН МВД РФ, преобразованный, как известно, сначала в Организационное, затем в Организационно-инспекторское управление ГУИН Минюста России и в настоящее время в Организационно-инспекторское управление ФСИН России.